Спорт ЛИН

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.
16.

Раздел I. Общие положения
Спортивные дисциплины
Цель программы
Раздел II. Характеристика дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество
лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах
спортивной подготовки
Объем Программы
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
Годовой учебно-тренировочный план
Календарный план воспитательной работы
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним
Планы судейской и инструкторской практики
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Раздел III. Система контроля
Требования к результатам прохождения Программы
Оценка результатов освоения программы
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки
Раздел IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной
дисциплине)
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки
14.1. Программный материал по спортивной дисциплине легкая
атлетика
14.2. Программный материал по спортивной дисциплине
плавание
Учебно-тематический план по теоретической подготовке
Раздел V. Особенности осуществления спортивной
подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
Особенности спортивных дисциплин вида спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями» и специфика спортивной
подготовки

4
4
4
4
4

5
5
6
7
9
9
11
13
13
15
15
17
17
17
22
25
27
27

2

17.
18.
19.

VI. Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
Требования к материально-техническим условиям реализации
Программы
Кадровые условия реализации Программы
Информационно-методические условия реализации Программы

28
28
32
33

3

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной
подготовки по виду спорта "Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями"
(далее - Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке по спортивным дисциплинам:
- легкая атлетика;
- плавание;
с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке,
определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями", утвержденным
приказом Минспорта России от 28 ноября 2022 г. N 1082(1) (далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на
основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки

Возрастные
границы лиц,
Срок реализации этапов
Этапы спортивной
Периоды спортивной
Наполняемость
проходящих
спортивной подготовки
подготовки
подготовки
(человек)
спортивную
(лет)
подготовку
(лет)
Для спортивных дисциплин: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции,
метание, прыжок, толкание, многоборье, ходьба,
кросс
До года
8
Этап начальной подготовки
не ограничивается
9
Свыше года
6
До года
5
Учебно-тренировочный
Второй и третий годы
4
этап (этап спортивной
не ограничивается
11
Четвертый и
специализации)
3
последующие годы
Этап совершенствования
не ограничивается
13
Все периоды
1
спортивного мастерства
Для спортивной дисциплины плавание
До года
6
Этап начальной подготовки
не ограничивается
7
Свыше года
5
До года
5
Учебно-тренировочный
Второй и третий годы
4
этап (этап спортивной
не ограничивается
9
Четвертый и
специализации)
3
последующие годы
Этап совершенствования
не ограничивается
11
Все периоды
1
спортивного мастерства

Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.

4

4. Объем Программы
Этапы и годы спортивной подготовки

Этапный норматив

Этап начальной
подготовки
До года

Свыше года

Учебнотренировочныйэтап
(этап спортивной
подготовки)
До трех
лет

Этап совершенствования
спортивного мастерства

Свыше
трех
лет

Для спортивных дисциплин: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции,
метание, прыжки, толкание, многоборье, ходьба, кросс
Количество часов в
неделю

4,5-6

8-9

10-12

14-16

20-22

Общее количество часов
в год

234-312

416-468

520-624

728-832

1040-1144

Для спортивной дисциплины плавание
Количество часов в
неделю

4,5-6

6-8

8-10

10-12

16-20

Общее количество часов
в год

234-312

312-416

416-520

520-624

832-1040

5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
-учебно-тренировочные мероприятия

№
п/п

Виды учебно-тренировочных
мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество
суток)
(без учета времени следования к месту проведения учебнотренировочных мероприятий и обратно)
УчебноЭтап
Этап
тренировочный этап совершенствования
начальной
(этап спортивной
спортивного
подготовки
специализации)
мастерства

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к международным спортивным
соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к чемпионатам России, кубкам России,
первенствам России
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к другим всероссийским
спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке
к официальным спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

-

21

-

14

18

-

14

18

-

14

14

5
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно-тренировочные мероприятия по
2.1. общей и (или) специальной физической
подготовке
2.2.
Восстановительные мероприятия
Мероприятия
2.3.
для комплексного медицинского
обследования
2.4.

Учебно-тренировочные мероприятия
в каникулярный период

2.5.

Просмотровые
учебно-тренировочные мероприятия

-

14

18

-

-

До 10 суток

-

-

До 3 суток, но не
более 2 раз в год

До 21 дня подряд и не более двух
учебно-тренировочных мероприятий в
год
-

-

До 60 суток

- спортивные соревнования

Этапы спортивной подготовки и количество соревнований
Учебно-тренировочный
Этап начальной
Этап совершенствования
этап (этап спортивной
подготовки
спортивного мастерства
специализации)
Для спортивных дисциплин: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, бег на длинные
дистанции, метание, многоборье, прыжки, толкание, ходьба, кросс
Контрольные
4
5
5
Отборочные
4
5
Основные
2
3
Для спортивной дисциплины плавание
Контрольные
2
5
6
Отборочные
3
4
Основные
2
4

Виды спортивных
соревнований

6. Годовой учебно-тренировочный план

Этапы спортивной подготовки
Этап начальной
Учебно-тренировочный (этап
Этап совершенствоВиды спортивной подготовки
подготовки
спортивной специализации)
вания спортивного
До
Свыше
мастерства
До трех лет
Свыше трех лет
года
года
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
Общая физическая подготовка (%)
59-63
47-51
38-40
Специальная физическая подготовка
15-21
21-25
20-26
(%)
Техническая подготовка (%)
13-15
18-25
26-34
Тактическая подготовка (%)
1-5
0-4
0-3
Психологическая подготовка (%)
0-2
1-4
1-4
Теоретическая подготовка (%)
0-2
1-3
1-3
Спортивные соревнования (%)
1-5
4-5
Интегральная подготовка (%)
2-9
1-4
1-3
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-4
1-5
тестирование
и контроль (%)
Для спортивных дисциплин: бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, кросс
Общая физическая подготовка (%)
59-63
47-51
34-38
Специальная физическая подготовка
15-21
24-29
26-30
(%)
Техническая подготовка (%)
13-15
18-25
24-32
Тактическая подготовка (%)
1-5
0-4
0-3
Психологическая подготовка (%)
0-2
1-4
1-4
Теоретическая подготовка (%)
0-2
1-3
1-3
Спортивные соревнования (%)
1-5
4-5
Интегральная подготовка (%)
2-9
1-4
1-3
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-4
1-5
тестирование

6
и контроль (%)

Для спортивной дисциплины плавание (мужчины)
Общая физическая подготовка (%)
27-31
23-27
Специальная физическая подготовка
15-19
21-25
(%)
Техническая подготовка (%)
28-32
25-29
Тактическая подготовка (%)
0-2
0-2
Психологическая подготовка (%)
3-7
2-6
Теоретическая подготовка (%)
3-7
3-7
Спортивные соревнования (%)
0-4
Интегральная подготовка (%)
1-5
1-5
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
10-14
9-13
тестирование
и контроль (%)

7. Календарный план воспитательной работы
N
п/п
1.
1.1.

2.

Направление работы

Мероприятия

Профориентационная деятельность
Инструкторская
практика

Здоровьесбережение

18-22
24-28
23-27
0-3
2-6
2-6
2-6
4-8
8-12

Сроки
проведения

Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых
предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебнотренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в
соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебнотренировочному и соревновательному процессам;
- ...

В течение
года

Дни здоровья и спорта, массовые акции, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта, спортивных
фестивалей в качестве инструктора, волонтера;
- подготовка пропагандистских акций по формированию
здорового образа жизни средствами различных видов
спорта;
- ...
Практическая деятельность и восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного режима дня с учетом
спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка физических кондиций,
знание способов закаливания и укрепления иммунитета);
- ...
Беседы и другие мероприятия с привлечением
медицинского работника организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной
подготовки

В течение
года

Беседы, встречи, диспуты, другие Мероприятия с
приглашением родителей (опекунов), именитых

2.1.

Организация и
проведение
мероприятий,
направленных на
формирование
здорового образа
жизни

2.2.

Режим питания и
отдыха

2.3

Соблюдение
гигиенических норм
при прохождении
учебно-тренировочного
процесса
Патриотическое воспитание обучающихся

В течение
года

Теоретическая
подготовка (воспитание

В течение
года

3.
3.1.

В течение
года

7

3.2.

4.
4.1.

5.

6.

патриотизма, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за
свою малую Родину
(место проживания),
уважение
государственных
символов (герб, флаг,
гимн), свою Родину,
свою семью, к
организации обучения
(школа, детский дом,
интернат),
формирование
нравственного
сознания и
нравственного
поведения,становления
личности, культура
поведения спортсменов
на соревнованиях)
Практическая
подготовка (участие в
физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)

спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися
и иные мероприятия, определяемые организацией,
реализующей дополнительную образовательную программу
спортивной подготовки

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях,
спортивных соревнования, а в том числе, в парадах,
церемониях открытия (закрытия), награждения на
указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных праздниках
организуемых в том, числе организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки;
- ...
Развитие творческого мышления

В течение
года

Практическая
подготовка
(формирование умений
и навыков,
способствующих
достижению
спортивных
результатов)

Семинары, мастер-классы, показательные выступления для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков, способствующих
достижению спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к
формированию культуры спортивного поведения,
воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных спортсменов;
- ...
Психологическая подготовка

В течение
года

Организация и
проведение
мероприятий,
направленных на
психологическую
подготовку

В течение
года

Антидопинговое
обучение

Семинары, беседы с привлечением психолога,
клинического психолога в период проведения учебнотренировочных занятий, направленные на:
- формирование у спортсменов качеств, необходимых для
участия в учебно-тренировочном процессе;
- изучение и необходимость применения психологических
методов при участии в соревновательной деятельности;
- ...
Теоретические занятия:
- изучение основных положений антидопингового
законодательства;
Практические занятия:
- тестирование на сайте РУСАДА и получение сертификата
спортсменами, принимающими участие в республиканских
и всероссийских соревнованиях.

В течение
года

8

8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним

Этап
спортивной
подготовки
Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Этап
совершенствов
ания
спортивного
мастерства

Содержание мероприятия и его
форма
Теоретические занятия:
- беседы о правилах «чистого
спорта» и недопустимости
применения допинга
Теоретические занятия:
- изучение основных
положений антидопингового
законодательства;
Практические занятия:
- тестирование на сайте
РУСАДА и получение
сертификата спортсменами,
принимающими участие в
республиканских и
всероссийских соревнованиях.
Теоретические занятия:
- изучение положений
антидопингового
законодательства;
- изучение правил
взаимодействия с РУСАДА и
ВАДА;
- изучение списков
запрещенных препаратов.
Практические занятия:
- тестирование на сайте
РУСАДА и получение
сертификата спортсменами,
принимающими участие в
республиканских и
всероссийских соревнованиях.

Сроки проведения

в течение года

Рекомендации по
проведению
мероприятий
Проводятся тренером
как отдельно, так и в
рамках обучения
навыкам правильного
питания, обучения
правилам
соревнований.

в течение года

Проводятся тренером
как в рамках
подготовки к
соревнованиям, так в
ходе воспитательной
работы. Тестирование
проводится 1 раз в год.

в течение года

Проводятся тренером
как в рамках
подготовки к
соревнованиям, так в
ходе воспитательной
работы. Необходимо
отслеживать
обновления
запрещенных списков.
Тестирование
проводится 1 раз в год.

9. Планы инструкторской и судейской практики
1

Этап
начальной
подготовки

9.1. Судейская практика
Теоретические занятия: изучение правил соревнований.
Участие в спортивных соревнованиях различного
уровня, в рамках которых предусмотрено:
- практическое изучение и применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- формирование уважительного отношения к решениям
спортивных судей.

Перед
соревнован
иями
По
календарн
ому плану
соревнован
ий

9
2

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации
)

3

Этап
совершенствов
ания
спортивного
мастерства

1

Этап
начальной
подготовки

2

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации
)

3

Этап
совершенствов
ания
спортивного

Участие в спортивных соревнованиях различного
уровня, в рамках которых предусмотрено:
- практическое изучение и применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных
соревнований в качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства
спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям
спортивных судей;
- получение судейской категории (юный спортивный судья)
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня
в качестве спортсмена:
- формирование уважительного отношения к решениям
спортивных судей;
- изучение правил подачи аппеляции.
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня
в качестве судьи:
- навык судейства соревнований на различных должностях;
- получение судейской категории (юный спортивный судья,
III, II и I судейской категории)
9.2. Инструкторская практика
Учащиеся должны научиться:
-выполнять обязанности дежурного; сдавать рапорт;
-демонстрировать (показывать) упражнения общефизической
направленности;
-замечать нарушения мер безопасности, тактично делать
замечания товарищам о недопустимости действий, ведущих
к этим нарушениям;
-уметь находить ошибки в технических действиях других
спортсменов и помогать их устранять;
- формировать сознательное отношение к учебнотренировочному и соревновательному процессам.
Учащиеся должны научиться:
-рассказывать об основных мерах безопасности, объяснять
их значение и смысл тем, кто пришел на занятия впервые;
-показывать
в
разминке
упражнения
физической
направленности, совершенствующие двигательные качества
спортсмена(1-й год обучения), и проводить 1-ю часть
разминки в присутствии тренера (2-год обучения);
-уметь находить ошибки в технических действиях других
спортсменов;
-оказывать помощь начинающим в изучении материальной
части избранного вида спорта;
- навыкам наставничества;
- сознательному отношению к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам.
- освоение навыков организации и проведения учебнотренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в

По
календарн
ому плану
соревнован
ий

По
календарн
ому плану
соревнован
ий

В рамках
учебнотренирово
чных
занятий
в течение
года

В рамках
учебнотренирово
чных
занятий
в течение
года

В рамках
учебнотренирово
чных

10
мастерства

соответствии с поставленной задачей;
занятий
- формирование навыков наставничества;
в течение
- формирование навыков инструментального контроля и
года
самоконтроля;
- обучение планированию тренировочного процесса: в
рамках
микроцикла,
мезоцикла,
годового
цикла,
олимпийского цикла.
Учащиеся должны научиться:
-проводить первые занятия в группах начальной подготовки
в качестве помощника тренера;
-проводить в присутствии тренера отдельные части
практических и теоретических занятий в группах
тренировочного этапа;
-оказывать помощь тренерам при проведении набора
желающих заниматься выбранной дисциплиной по виду
спорта в начале тренировочного года.

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств.
Медицинское обследование спортсменов проводится в целях
сохранения их здоровья и раннего выявления заболеваний, определения
возможных противопоказаний к занятиям избранным видом спорта.
При приеме в спортивную школу учащийся предоставляет
медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для занятий
избранным видом спорта. В дальнейшем медицинское обследование
учащихся проводится в специализированном медицинском учреждении с
выдачей по итогам обследования заключения врача спортивной медицины о
допуске к занятиям избранным видом спорта и соревнованиям. Частота
обследований определяется с учетом наличия у учащегося хронических
заболеваний, но не может быть реже, чем
– на этапе начальной подготовки – один раз в год;
– на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) –
2 раза в год;
– на этапе совершенствования спортивного мастерства – 2 раза в год.
Выбор
средств
восстановления
определяется
возрастом,
квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом
подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями
построения тренировочных нагрузок.
Педагогические средства восстановления:
– рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
– рациональное построение тренировочного занятия;
– постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и
интенсивности;
– разнообразие средств и методов тренировки;
– переключение с одного вида спортивной деятельности па другой;
– чередование тренировочных нагрузок различного объема и
интенсивности;

11

путь);

– изменение характера пауз отдыха, их продолжительности;
– чередование тренировочных дней и дней отдыха (естественный

– оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном
тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
– оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного
цикла;
– оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных
нагрузок,
– упражнения для активного отдыха и расслабления;
– корригирующие упражнения для позвоночника;
– дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления:
– создание положительного эмоционального фона тренировки;
– переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
– внушение;
– психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
гигиенические средства:
– водные процедуры закаливающего характера;
– душ, теплые ванны;
– прогулки на свежем воздухе;
– рациональные режимы дня и сна;
– рациональное питание, витаминизация;
– тренировки в благоприятное время суток;
физиотерапевтические средства:
– душ: теплый (успокаивающий) при температуре 36-38°С,
продолжительности 12-15 минут; прохладный, контрастный и вибрационный
(тонизирующие) при температуре 23-28° С, продолжительности 2-3 минуты;
– ванны: хвойные, жемчужные, солевые;
– бани 1-2 раза в неделю: парная или суховоздушная при температуре
80-90°С, 2-3 захода по 5-7 минут (исключая предсоревновательный и
соревновательный микроциклы);
– ультрафиолетовое облучение;
– аэронизация, кислородотерапия;
– массаж, массаж с растирками, самомассаж, приемы массажа:
поглаживание, разминание, поколачивание, потряхивание.
Педагогические средства восстановления являются основными в
работе с детьми и подростками на этапе начальной подготовки. Различные
медико-биологические средства восстановления необходимо применять в
группах тренировочных и спортивного совершенствования, так как
значительно возрастают интенсивность и объемы тренировочных нагрузок.
Повышаются требования к планированию занятия. Методически
неправильно построенное тренировочное занятие не даст положительных

12

результатов
даже при
использовании
вспомогательных
средств
восстановления.
Психологические, гигиенические и медико-биологические средства
повышают устойчивость растущего организма к тренировочным и
соревновательным нагрузкам, помогают снимать утомление за более
короткое время, создавая этим дополнительные возможности спортивного
роста.
Более быстрому восполнению энергозатрат помогает рациональное
питание. Повышенная потребность юных спортсменов в полноценном белке,
витаминах,
минеральных
веществах
удовлетворяется
введением
дополнительных продуктов: спортивных напитков, печенья, мармелада. В
период напряженных тренировок и соревнований питание является одним из
важных
средств
повышения
работоспособности
и
ускорения
восстановительных процессов. Питание должно иметь оптимальную
количественную величину, калорийность, хорошую усвояемость, высокие
вкусовые качества и обеспечивать восполнение энергозатрат и обмен
веществ в организме спортсмена.
К мероприятиям оздоровительно-восстановительного характера
можно отнести посещения спортивных состязаний по популярным видам
спорта, концертов, спектаклей, музеев, участие в загородных прогулках,
экскурсиях.
Важно не только иметь знания о средствах и мероприятиях по
восстановлению работоспособности спортсменов, но систематически и
грамотно их применять.
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам
спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо
выполнить
следующие
требования
к
результатам прохождения программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
− изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
− повысить уровень физической подготовленности;
− овладеть основами техники спортивных дисциплин вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
− получить общее представление об антидопинговых правилах;
− ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
− проходить физическую реабилитацию, а также
социальную
адаптацию и интеграцию.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
− повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической и психологической подготовленности;

13

− изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями" и применять их в ходе проведения
учебно-тренировочных
занятий
и
участия
в
спортивных
соревнованиях;
− соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
− изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
− овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
− изучать антидопинговые правила;
− не иметь нарушений антидопинговых правил;
− ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
− принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не
ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования
на первом, втором и третьем году;
− принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не
ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской
Федерации, начиная с четвертого года;
− получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства;
− проходить физическую реабилитацию, а также социальную
адаптацию и интеграцию.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
− повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической и психологической подготовленности;
− соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную
подготовку),
спортивных
мероприятий,
восстановления и питания;
− приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
− овладеть основными теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
− выполнить план индивидуальной подготовки;
− изучать антидопинговые правила;
− не иметь нарушений антидопинговых правил;
− ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
− демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
− принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не
ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований;

14

− получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд или
спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап
высшего спортивного мастерства;
− проходить физическую реабилитацию, а также социальную
адаптацию и интеграцию.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается
аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей
Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,
перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов
участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«спорт лиц с интеллектуальными нарушениями»
№
п/п

Упражнения

1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Норматив до года обучения

мальчики
девочки
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
не более
Бег на 20 м с ходу
с
4,1
5,1
не менее
Бросок медицинбола двумя
количество раз
руками из-за головы весом 3 кг
6
4
Поднимание туловища из
не менее
положения лежа на полу, руки за
количество раз
15
10
головой
не менее
Прыжок в длину с места
см
80
70
2. Для спортивной дисциплины бег на средние дистанции
не более
Бег на 60 м
с
12,0
13,0
не более
Бег на 300 м
мин, с
1.15
1.30
Поднимание туловища из
не менее
положения лежа на полу, руки за
количество раз
15
10
головой
не менее
Прыжок в длину с места
с
80
70
3. Для спортивной дисциплины плавание
Бег 400 м
без учета времени
не менее
Поднимание туловища из
количество раз
положения лежа на спине
10
8
не менее
Жим гантелей в положении лежа
количество раз
на спине весом 3 кг
5
3
не менее
Жим гантелей в положении лежа
количество раз
на спине весом 1 кг
6
4
не менее
Приседания за 20 с
м
8
7
1.

1.1.

Единица измерения

Норматив свыше года
обучения
мальчики
девочки
4,0
8

не более
не менее
не менее

20
81
11,0
1.10

6
15

не менее
не более
не более
не менее

20
110

5,0

71
12,0
1.25
15

не менее

100

без учета времени
не менее
18
15
не менее
8
5
не менее
10
7
не менее
10
8

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для

15

зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной
специализации) по виду спорта «спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями»
№
п/п

Упражнения

1.1.

Бег на 20 м с ходу

1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Единица
измерения
юноши
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции

1.

Бег на 100 м
Прыжок в длину с места

с
с

2,9
13,8

см

150
Бросок медицинбола двумя руками из-за головы
количество раз
весом 3 кг
10
Поднимание туловища из положения лежа на
количество раз
полу, руки за головой
30
2. Для спортивной дисциплины бег на средние дистанции
Бег на 60 м
Бег на 1000 м
Прыжок в длину с места

с
мин, с
см

Поднимание туловища из положения лежа на
количество раз
полу, руки за головой
3. Для спортивной дисциплины плавание
Плавание на 1000 м
Жим гантелей в положении лежа на спине весом
количество
5 кг
раз
Сгибание и разгибание рук
количество раз
в упоре от гимнастической скамейки
Поднимание туловища лежа на спине за 20 с

количество раз

10,0
5.00
150
30

Норматив
не более
не более
не менее
не менее
не менее
не более
не более
не менее
не менее

девушки
3,5
14,9
130
8
25
11,0
5.30
130
25

без учета времени
не менее
11
7
не менее
11
8
не менее
12
10

4. Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе спортивной подготовки
Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
Для спортивных дисциплин: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, плавание
Период обучения на этапе спортивной подготовки
требования к уровню спортивной квалификации не
(первый год)
предъявляются
спортивный разряд «третий юношеский спортивный разряд»,
Период обучения на этапе спортивной подготовки
«второй юношеский спортивный разряд», «первый
(второй, третий годы)
юношеский спортивный разряд»
Период обучения на этапе спортивной подготовки
спортивный разряд «третий спортивный разряд», «второй
(свыше трех лет)
спортивный разряд», «первый спортивный разряд»

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства по виду спорта «спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями»
№
п/п

Упражнения

1.1

Бег на 20 м с ходу

1.2
1.3
1.4

1.

Единица
измерения
юноши
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции

Бег на 100 м
Прыжок в длину с места
Присед-вставание со штангой на плечах

с
с
см
кг

2,8
12,8
220
60

Норматив

не более
не более
не менее
не менее

девушки
3,2
14,0
190
40

16
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

28.2.

Поднимание туловища из положения лежа на
количество раз
полу, руки за головой
35
2. Для спортивной дисциплины бег на средние дистанции
Бег на 60 м
Бег на 1000 м
Прыжок в длину с места

с
мин, с
см

Поднимание туловища из положения лежа на
количество раз
полу, руки за головой
3. Для спортивной дисциплины плавание
Плавание избранным способом
Жим гантелей в положении лежа на спине весом
количество раз
1,2 кг
Жим гантелей в положении лежа на спине весом
количество раз
1кг
Сгибание и разгибание рук в упоре от
количество раз
гимнастической скамейки
Прыжок в длину с места

см

9,5
4.40
200
35

не менее
не более
не более
не менее
не менее

30
10,0
5.15
180
30

оценка техники выполнения
не менее
18
не менее
14
не менее
20
12
не менее
210
170

Уровень спортивной квалификации
Для спортивных дисциплин: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, плавание
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»

IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки
14.1. Программный материал по спортивной дисциплине «легкая
атлетика»
На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей
физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде
медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного
аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит
тренер, спортсмен выполняет ту или иную работу. Половина занятий
приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры. В
процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной
видов легкой атлетики.
Годичный цикл подготовки юных легкоатлетов делится на осеннезимний подготовительный сезон, осенне-зимний соревновательный сезон,
переходный период и весенний подготовительный период, весенне-летний
соревновательный сезон и восстановительный период.
Для достижения наивысшей специальной работоспособности к
основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация
годичного цикла тренировки. Первый подготовительный период разбивается
на 2 этапа – общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель
и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный
период (7 недель) юные спортсмены принимают участие в 4-6
соревнованиях. Второй подготовительный период также делится на 2 этапа –
общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4

17

недели). Второй, более продолжительный соревновательный период (22
недели), следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель),
специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9
недель). На этапе начальной подготовки тренировочные нагрузки у девушек
будут такими же, как и у юношей, в последующие годы – на 5-8% меньше.
На тренировочном этапе в избранном виде спорта соотношение
парциальных объемов тренировочной работы и акцент на преимущественное
использование тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от
факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных
спортсменов.
В тренировочных группах годичный цикл подготовки юных атлетов
состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный
и соревновательный периоды, для достижения наивысшей специальной
работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна
периодизация годичного цикла тренировки. Первый подготовительный
период разбивается на 2 этапа – общеподготовительный (базовый) и
специально-подготовительный. В первый соревновательный период юные
спортсмены принимают участие в 4-6 соревнованиях. Второй
подготовительный период также делится на 2 этапа – общеподготовительный
и специально-подготовительный. Второй – соревновательный период.
Наряду с общей и специальной физической подготовкой годовой план
предусматривает и такие важные разделы, как теоретическая подготовка,
контрольно-переводные
испытания,
участие
в
соревнованиях,
инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия,
медицинское обследование.
После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить
контрольные нормативы разносторонней физической подготовленности.
Программный материал для тренировочных групп представлен в виде
тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки, включающие
перечни основных средств, методов и режимов их выполнения. В целях
глубокого понимания об исходном элементе многолетней структуры
тренировки – в тренировочном задании даются основные положения,
касающиеся обоснования и технологии использования стандартных
тренировочных заданий в процессе подготовки будущих атлетов. Цель
занятий данного этапа заключается в разносторонней подготовке
спортсменов в группе видов легкой атлетики и постепенном переходе к более
узкой специализации. Необходимо работать над технической подготовкой в
группе смежных видов легкой атлетики, овладением основами тактики и
увеличением объема теоретических знаний, а также над воспитанием
морально-волевых качеств спортсмена.
Основными средствами подготовки являются: широкий круг
упражнений из родственных видов легкой атлетики, упражнения из других
групп легкой атлетики, упражнения, повышающие эмоциональность занятий,
комплексы круговой тренировки, узкоспециализированные средства из

18

отдельных видов легкой атлетики, соревновательные упражнения в
специализированных многоборьях, теоретические занятия. В условиях
Учреждения вторые тренировочные занятия могут быть совмещены с
утренней специализированной зарядкой и выполняться самостоятельно.
Тренировочные занятия, как и в группах начальной подготовки,
проводятся на стадионе, в спортивном зале или манеже, на местности (в
парке, лесу). На этом этапе происходит переориентация целевой установки
занимающихся на достижение высоких спортивных результатов. Однако
средства для повышения эмоциональности занятий применяются еще в
достаточном объеме на отдельных тренировочных занятиях в осеннем
периоде, разгрузочных микроциклах и днях.
На всем протяжении тренировочного этапа тренер должен проводить
специализированные тесты и контрольные упражнения (2–4 раза в год) и
анализировать их динамику.
На этом этапе юные легкоатлеты продолжают совершенствовать
технику, но уже в родственных видах. Значительно увеличивается объем
специальных упражнений, обращается внимание на отработку отдельных
ведущих элементов упражнений. Более широко должен применяться метод
расчлененного обучения технике. В тренировочных занятиях основное
соревновательное упражнение разделяется на элементы, на овладение
которыми отводится определенное время. Потом эти элементы соединяются
в связки, а затем в целостное движение. При использовании метода
расчлененного обучения упражнению следует всегда помнить, что доводить
до автоматизма выполнение отдельных элементов не следует. Их необходимо
сводить в крупные связки, а последние, в свою очередь, – в целостное
упражнение. В этом случае не будут нарушаться переходы элементов – из
одного в другой, что позволит вовремя сформировать временные и
пространственные связи между элементами и связками в целостном
упражнении.
В этом возрасте следует продолжать работу по воспитанию у юного
легкоатлета естественности и непринужденности всех движений, особенно
беговых. Искусственные элементы, такие, как излишнее загребание голенью,
энергичная в поперечном направлении работа рук, не только не
способствуют быстрому бегу, но и не позволяют овладеть ритмичным
разбегом в прыжках и метании копья, правильно преодолевать барьеры и
препятствия. В спринтерском беге и метаниях основная направленность
занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств и
абсолютной силы групп мышц, необходимых для выполнения
соревновательного упражнения, а также быстроты движений, ловкости при
несколько меньшем объеме средств, развивающих общую и специальную
выносливость.
В этот период можно использовать тренажеры, преимущественно
общего типа, для развития мышечной системы. Почти в одинаковом объеме
для всех групп видов легкой атлетики продолжается работа над развитием

19

гибкости и подвижности в суставах. На тренировочном этапе происходит
постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок: общего
объема, объема интенсивных тренировочных средств различной
направленности. Однако в этом возрасте на спортивные результаты
оказывает большое влияние прирост общего объема тренировочной нагрузки,
который повышается за счет увеличения числа тренировочных занятий и их
продолжительности. Примерный прирост общего объема тренировочных
нагрузок из года в год составляет 10–15%. Повышение интенсивности
занятий проходит за счет увеличения объема специальных упражнений,
количества и качества соревнований и средств скоростно-силовой
подготовки.
На этом этапе еще очень осторожно следует подходить к
использованию
наиболее
сильно
действующих
упражнений
узкоспециализированной направленности: повторного и интервального бега
на различных отрезках, прыжков с полного разбега и на максимальной
высоте, метаний на результат. Опыт показывает, что юноши и девушки часто
выполняют эти упражнения в абсолютных цифрах в большем объеме, чем
взрослые спортсмены.
Соревновательная подготовка на этапе начальной специализации имеет
следующие формы:
– общие многоборья для детей 13-14 лет, к которым относятся
четырехборья и пятиборья с изменяющейся программой;
– специализированные двоеборья и троеборья (14-15 и 16-17 лет),
состоящие из смежных видов легкой атлетики;
– выступления в отдельных видах легкой атлетики.
При этом с увеличением возраста удельный вес в тренировочном
процессе каждой формы меняется, постепенно уменьшается доля общих
многоборий, которые затем переходят в специализированные. К концу этапа
объем соревновательной подготовки в отдельных видах легкой атлетики
значительно повышается – 10-12 состязаний в год. На этом этапе
сохраняются выступления в кроссах: для метателей, прыгунов – 2-3 раза в
год, для спринтеров – 3-4. Активнее участвовать в соревнованиях
рекомендуется на зимнем этапе подготовительного периода (январь февраль) и в летнем соревновательном периоде (май-август).
Необходимо стремиться к тому, чтобы октябрь, ноябрь, декабрь, март и
апрель были месяцами напряженных тренировок. В эти месяцы также
возможно выступление в соревнованиях, но без специальной подготовки.
На тренировочном этапе необходимо одновременно совершенствовать
техническое мастерство и физические качества юных спортсменов. Особое
значение приобретает воспитание скоростно-силовых способностей
метателя. На этом этапе должны широко использоваться неспецифические
средства, такие, как: прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастические и
акробатические упражнения и упражнения из всех видов легкоатлетических

20

метаний. К концу этапа доля неспецифических скоростно-силовых
упражнений уменьшается в пользу специальных.
В тренировку юных метателей должны включаться разнообразные
упражнения: спринтерский бег на дистанции 20-60 м, прыжки с места и с
разбега (длина, высота, тройной) и медленный бег до 1,5-2 км для развития
аэробных возможностей и выносливости. Метания представляют собой
упражнения со сложно-координационной структурой. При этом специфика
выполнения разбега, как прямолинейного, так и вращательного, требует
основательной подготовки вестибулярного аппарата, устойчивости
организма к воздействию вестибулярных раздражителей и физическому
утомлению. Возникающее в процессе тренировки вегетативное и сенсорное
утомление характерно для состояния укачивания. Поэтому для метателей
необходим подбор разнообразных упражнений, выполняемых на фоне
раздражения вестибулярного аппарата при перемещениях тела по отношению
к силам гравитации и опоры. Это обеспечит необходимую устойчивость к
такому виду утомления и сохранит необходимую ориентацию движений.
При переходе к этапу совершенствования спортивного мастерства
тренер должен учитывать прежде всего не паспортный, а биологический
возраст спортсмена, уровень его спортивных результатов, стаж занятий
спортом, и легкой атлетикой в частности, уровень физического развития и
физической подготовленности. Цель занятий на данном этапе – достижение
результатов на уровне мастера спорта и кандидата в мастера спорта.
Основными задачами этапа спортивного совершенствования являются:
углубленная специализация в 1-2 дисциплинах легкой атлетики с
использованием всей совокупности средств и методов тренировки,
совершенствование техники избранных видов легкой атлетики, продолжение
разносторонней физической подготовки; совершенствование моральноволевых качеств; психологическая, тактическая и теоретическая подготовка.
В отдельных случаях тренер по итогам соревнований и индивидуальным
признакам может и на этом этапе изменить спортивную специализацию
легкоатлета.
Основными средствами подготовки на этом этапе являются
специальные тренировочные средства избранного вида легкой атлетики,
широкий круг упражнений из смежных видов легкой атлетики и родственных
видов спорта, упражнения для повышения эмоциональности занятий, старты
в одном из смежных видов легкой атлетики, теоретические занятия. При 12
занятиях схема недельного микроцикла будет выглядеть следующим
образом: с 1-го по 6-й день недели – по 2 занятия, 7-й день – отдых или 1, 2,
3, 5, 6-й дни – по 2 занятия, 4-й и 7-й – по одному. Распределение
тренировочных занятий в недельных циклах по этапам и периодам годичного
цикла зависит от климатических условий, материальной базы, вида легкой
атлетики, задач соответствующего цикла. В условиях Учреждения второе
занятие в день может проводиться самостоятельно.

21

Соревновательная подготовка проводится преимущественно в
отдельных видах легкой атлетики, на строго выделенных для этого этапах
годичного макроцикла. Широко используются тренажеры как общего, так и
локального типа для совершенствования техники и развития физических
качеств.
Этап совершенствования спортивного мастерства характеризуется
дальнейшим повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
При этом на рост спортивных результатов в многолетнем цикле оба этих
параметра оказывают одинаковое влияние. Считают, что повышение объема
тренировочных нагрузок должно предшествовать повышению их
интенсивности. Однако анализ методики подготовки многих выдающихся
спортсменов, мастеров спорта международного класса показывает, что
общий объем и интенсивность тренировочных нагрузок (а точнее, объем
интенсивных средств тренировки) начиная с 15-16 лет и почти до окончания
спортивной карьеры, развиваются параллельно и повышаются из года в год.
Снижение этих показателей может быть осуществлено с целью разгрузки
после годичного цикла, связанного с максимальными психическими и
физическими напряжениями (например, после чемпионата Европы среди
юниоров). Темпы прироста общего объема нагрузок и объема наиболее
интенсивных средств могут быть как прямолинейными на протяжении всех
3-4 лет, так и волнообразными. Некоторая стабилизация общего объема за
счет повышения объема интенсивных средств тренировки является
закономерностью
этапа
высших
достижений
и
наблюдается
преимущественно в конце спортивной карьеры легкоатлета.
14.2. Программный материал по спортивной дисциплине плавание
Преимущественной направленностью тренировочного процесса в
группах начальной подготовки являются обучение и совершенствование
навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости
(на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты
движений.
1-й год. Год условно можно разбить на 2 полугодия. В первом
полугодии проводится освоение с водой и обучение технике плавания кролем
на груди и на спине. Занятия плаванием состоят из подготовительной,
основной и заключительной частей.
В подготовительной части сообщаются задачи тренировочного занятия,
осуществляется организация юных спортсменов и их функциональная и
психологическая подготовка к основной части занятия. В ней применяются
ходьба,
бег,
общеразвивающие,
специальноподготовительные
и
имитационные упражнения.
В основной части тренировочного занятия решаются задачи овладения
элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника
спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

22

Заключительная часть занятия направлена на постепенное снижение
нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное
состояние с помощью медленного плавания, выполнения стартовых и
учебных прыжков, поворотов. Проведение игр в заключительной части
занятия улучшает эмоциональное состояния юных спортсменов и облегчает
перенесение тренировочных нагрузок. Это в значительной степени повышает
интерес к занятиям. Завершает тренировку подведение итогов.
Обучение желательно проводить в мелком бассейне. Если в бассейне
нет «лягушатника» и обучение начинается на глубокой воде, то темп
освоения упражнений значительно снижается, особенно для детей 7-8 лет.
К концу первого полугодия занимающиеся должны проплыть 25 м
кролем на груди и на спине со старта с оценкой техники. Во втором
полугодии изучается способ дельфин. В этот период тренировочные занятия
планируются таким образом, что 60% от общего объема тренировочной
нагрузки проплывается кролем на груди и на спине. Остальные 40% общего
объема плавания целиком посвящаются изучению техники плавания
дельфином и совершенствованию в ней. Последние недели отводятся для
изучения техники плавания способом брасс и совершенствования в ней.
Занятия планируются так, что 60-70% от общего объема нагрузки
выполняются за счет плавания кролем на груди, на спине и дельфином.
Оставшиеся 30-40% времени посвящаются изучению техники способа
плавания брасс и совершенствованию в ней.
Занятия на 2-м и 3-м году в основном направлены на
совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и
поворотов. Среди средств подготовки по-прежнему широко используются
тренировочные задания, применявшиеся ранее, в том числе игры и
развлечения на воде, прыжки в воду. В содержание занятий входят: плавание
всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук,
с помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с
дыханием на 3, 5, 7 гребков и т.п. Изучаются повороты «кувырок» и
«маятник», отрытый и закрытый на спине. Используются дистанции до 400 м
одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на
ногах; дельфином - не более 100 м. Типичные тренировочные серии: 3-4 х
200 м, 4-8 х 100 м, 6-10 х 50 м, чередуя способы и темп; 4-6 х 25 м.
Учебно-тренировочный этап. 1-й и 2-й годы. Тренировочные занятия
составляют три макроцикла: осенне-зимний, зимне-весенний и весеннелетний. Основной особенностью занятий в первом (осенне-зимнем)
макроцикле 1-го года является доступность материала для пловцов разного
уровня подготовленности, приступивших к занятиям в тренировочных
группах. Тренировочные занятия на суше направлены на разностороннюю
физическую подготовку. Занятия на воде направлены на совершенствование
техники четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов,
постепенное увеличение длины дистанций, проплываемых каждым способом
без ошибок. Это должно подвести всю группу к тому уровню

23

подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные
тренировочные серии в заданных временных режимах.
Во втором (зимне-весеннем) макроцикле подготовки постепенно
повышается плотность занятий, увеличивается длина проплываемых
тренировочных дистанций и количество повторений в тренировочных
сериях. Объем плавания за одно занятие – примерно 2000 м (широко
используются элементы синхронного и прикладного плавания, игры с мячом
и развлечения в воде, учебные прыжки в воду). Основу плавательной
подготовки продолжает составлять работа над техникой четырех спортивных
способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности и
экономичности движений, воспитания базовой выносливости. На суше
доминируют упражнения на гибкость, имитационные упражнения для
совершенствования элементов техники плавания, упражнения для
укрепления основных звеньев опорно-двигательного аппарата, спортивные
игры и эстафеты. Новым разделом подготовки является судейская и
инструкторская практика. Юные пловцы учатся наблюдать за техникой
плавания товарищей, фиксировать и объяснять ошибки в технике;
самостоятельно составлять простейшие комплексы упражнений для утренней
зарядки, разминки на суше; выполнять отдельные функции помощников
судьи при участниках и секретаря на соревнованиях своей группы.
3-й и последующие годы. Год разбивается на два-три макроцикла. В
связи с тем, что в современной системе соревнований в одну возрастную
группу объединяются мальчики и девочки различного возраста,
продолжительность макроциклов различается. Суммарный объем плавания за
неделю составляет примерно 6800 м. Основные задачи: повышение уровня
разносторонней физической подготовленности на суше; дальнейшее
освоение техники плавания, стартов и поворотов.
Планирование годичной тренировки на этапе совершенствования
спортивного мастерства и максимальной реализации индивидуальных
возможностей существенно отличается от планирования подготовки на
предыдущих этапах. С ростом спортивной квалификации ориентация на
нормативные величины объемов нагрузки, показателей общей и специальной
подготовленности, обусловленные возрастными закономерностями развития
основных систем организма сменяется все более выраженной
индивидуализацией подготовки. Необходимо регулярно оценивать и
сопоставлять с оптимальными величинами темпы роста спортивного
результата и основных сторон подготовленности, определять соответствие
уровня показателей модельным характеристикам сильнейшим спортсменов.
Прогнозирование целевого спортивного результата. Для этого темпы
роста спортивного мастерства сопоставляются с модельными показателями,
рассчитанными на основе анализа спортивных биографий сильнейших
пловцов, учитываются динамика тренировочных нагрузок на предыдущих
этапах тренировки и те сдвиги, которые могут быть реально обеспечены в
текущем году. Определение параметров соревновательной деятельности

24

(показатели технико-тактического мастерства спортсмена), необходимых для
достижения планируемого спортивного результата, а также соответствующие
им характеристик специальной физической подготовленности. Исходя из
анализа календаря соревнований и оптимальных сроков, необходимых для
полноценной реализации адаптационных резервов организма, принимается
решение о количестве годичных макроциклов и их продолжительности.
Составляются графики динамики спортивного результата и показателей
подготовленности (основные, отборочные, промежуточные и контрольные
соревнования, тесты, обследования и т.п.).
Разработка системы мезоциклов, определение частных задач и
последовательности их решения. Для этого необходимо тщательно
проанализировать динамику нагрузок, спортивных результатов и показателей
подготовленности в предыдущих годичных макроциклах. После чего
разрабатывается примерная схема распределения объемов нагрузки
различной направленности, применения средств восстановления и
стимуляции работоспособности. Именно от решения этой задачи и будет
зависеть соответствие фактической динамики состояния спортсмена
планируемому. С ростом спортивного мастерства все более важным
становится индивидуализация параметров соревновательной деятельности,
определение оптимальных для отдельного пловца значений техникотактических параметров прохождения соревновательной дистанции. В
настоящее время к числу важнейших параметров относят:
– время стартовой реакции;
– время прохождения стартового участка (15м);
– время выполнения поворота (7,5 м до + 7,5 м после поворота);
– время на финише (5 м);
– темп и шаг;
– график изменения скорости плавания по отдельным отрезкам
дистанции.
15. Учебно-тематический план по теоретической подготовке

Этап
спортив
ной
подготов
ки
Этап
начальн
ой
подгото
вки

Темы по теоретической
подготовке

Объем времени в
год (минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

Всего на этапе
начальной подготовки
до одного года
обучения/ свыше
одного года обучения:
История возникновения
спортивных дисциплин
вида спорта и его
развитие

≈ 120/180

≈ 13/20

сентябрь

≈ 13/20

октябрь

Зарождение и развитие дисциплины
вида спорта. Автобиографии
выдающихся спортсменов. Чемпионы
и призеры Паралимпийских и
Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и
спорте. Формы физической культуры.
Физическая культура как средство
воспитания трудолюбия,

Физическая культура важное средство
физического развития и
укрепления здоровья

25
человека

Учебнотрениро
вочны й
этап
(этап
спортив
ной
специал
изации)

Этап

Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена
обучающихся при
занятиях физической
культурой и спортом
Закаливание организма

≈ 13/20

ноябрь

≈ 26/40

декабрь

Теоретические основы
обучения базовым
элементам техники и
тактики вида спорта
Теоретические основы
судейства. Правила
вида спорта
Режим дня и питание
обучающихся

≈ 13/20

май

≈ 14/20

июнь

≈ 28/40

август

Всего на учебнотренировочном этапе
до трех лет обучения/
свыше трех лет
обучения:
История возникновения
олимпийского
движения
Режим дня и питание
обучающихся

≈ 600/960

≈ 140/214

октябрь

≈ 70/107

ноябрь

Учет соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Психологическая
подготовка

≈ 140/214

январь

≈ 130/213

сентябрьапрель

Оборудование,
спортивный инвентарь
и экипировка по виду
спорта

≈ 60/106

декабрь-май

Правила вида спорта

≈ 60/106

декабрь-май

Всего на этапе
совершенствования

≈ 1200

организованности, воли,
нравственных качеств и жизненно
важных умений и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход
за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к одежде и
обуви. Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.
Знания и основные правила
закаливания. Закаливание воздухом,
водой, солнцем. Закаливание на
занятиях физической культуры и
спортом.
Понятие о технических элементах
спортивных дисциплин вида спорта.
Теоретические знания по технике их
выполнения.
Команды (жесты) спортивных судей.
Обязанности и права участников
спортивных соревнований.
Расписание учебно-тренировочного и
учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное,
сбалансированное питание.

Зарождение Паралимпийского
движения. Международный
Паралимпийский комитет (МПК).
Расписание учебно-тренировочного и
учебного процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к
спортивным соревнованиям.
Рациональное, сбалансированное
питание.
Классификация и типы спортивных
соревнований.
Характеристика психологической
подготовки. Общая психологическая
подготовка. Базовые волевые качества
личности. Системные волевые
качества личности
Классификация спортивного
инвентаря и экипировки для
спортивной дисциплины вида спорта,
подготовка к эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка инвентаря и
экипировки к спортивным
соревнованиям.
Деление участников по возрасту и
полу. Права и обязанности участников
спортивных соревнований. Правила
поведения при участии в спортивных
соревнованиях.

26
соверше
нствова
ния
спортив
ного
мастерс
тва

спортивного
мастерства:
История возникновения
спортивных дисциплин
вида спорта и его
развитие
Профилактика
травматизма.
Перетренированность/
недотренированность
Учет соревновательной
деятельности,

≈ 200

сентябрь

Автобиографии выдающихся
спортсменов. Чемпионы и призеры
Паралимпийских и Олимпийских игр.

≈ 200

октябрь

Понятие травматизма. Синдром
"перетренированности". Принципы
спортивной подготовки.

≈ 200

ноябрь

Психологическая
подготовка

≈ 400

декабрь

Спортивные
соревнования

≈ 200

февральмай

Индивидуальный план спортивной
подготовки. Ведение. Классификация
и типы спортивных соревнований.
Характеристика психологической
подготовки. Общая психологическая
подготовка. Базовые волевые качества
личности. Системные волевые
качества личности. Классификация
средств и методов психологической
подготовки обучающихся.
Основные функции и особенности
спортивных соревнований. Общая
структура спортивных соревнований.
Судейство спортивных соревнований.

V. Особенности спортивных дисциплин вида спорта «спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями» и специфика спортивной
подготовки
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по
спортивным дисциплинам вида спорта «спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями» учитываются организациями, реализующими дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки, при формировании
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том
числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями» и участия в официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта «спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями» не ниже всероссийского уровня.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных
занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «спорт лиц
с интеллектуальными нарушениями».

27

VI. Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
– наличие тренировочного спортивного зала;
– наличие тренажерного зала;
– наличие раздевалок, душевых;
– наличие беговой дорожки для спортивных дисциплин: легкая
атлетика;
– бег на короткие дистанции, легкая атлетика – бег на средние и
длинные дистанции;
– наличие плавательного бассейна (25 м и (или) 50 м) для спортивной
дисциплины плавание;
– наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с
приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении
порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся
физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок
медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или)
выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный N 61238);
обеспечение
оборудованием
и
спортивным
инвентарем,
необходимыми для прохождения спортивной подготовки (Таблица №1,
Таблица №2);
обеспечение спортивной экипировкой (Таблица №3);
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период
проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки

Таблица № 1

28
№
Наименование оборудования, спортивного инвентаря
Единица
Количество
п/п
измерения
изделий
Для спортивных дисциплин бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, бег на
длинные дистанции, метание, прыжки, толкание, кросс, многоборье, ходьба
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Барьер легкоатлетический универсальный
Брус для отталкивания
Буфер для остановки ядра
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
Гантели переменного веса (от 3 до 12 кг)
Гири спортивные (16 кг, 24 кг, 32 кг)
Грабли
Диск (массой 1 кг)
Диск (массой 1,5 кг)
Диск (массой 1,75 кг)
Диск (массой 2 кг)
Диск обрезиненный (0,5 до 2 кг)
Доска информационная
Измеритель высоты установки планки для прыжков
в высоту
Конус (высотой 30 см)
Конус (высотой 15 см)
Координационная лестница
Копье (массой 600 г)
Копье (массой 700 г)
Копье (массой 800 г)
Круг для места толкания ядра
Круг для метания диска
Круг для метания молота
Мат гимнастический
Место приземления для прыжков в высоту
Мяч для метания (140 г)
Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг
Молот (массой 3 кг)
Молот (массой 4 кг)
Молот (массой 5 кг)
Молот (массой 6 кг)
Молот (массой 7,26 кг)
Ограждение для метания диска
Ограждение для метания молота
Палочка эстафетная
Патроны для стартового пистолета
Пистолет стартовый
Планка для прыжков в высоту
Помост тяжелоатлетический (2,8x2,8 м)
Препятствие для бега с препятствиями (3,66 м)
Препятствие для бега с препятствиями (3,96 м)
Препятствие для бега с препятствиями (5 м)
Рулетка (10 м)
Рулетка (20 м)

штук
штук
штук
комплект
комплект
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук

20
1
2
10
10
3
2
7
5
5
7
3
2
2

штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

15
10
4
7
7
7
1
1
1
10
1
10
8
5
5
5
5
5
1
1
7
1000
2
4
1
1
3
1
3
2

29
45.
46.
47.
48.

Рулетка (50 м)
штук
Рулетка (100 м)
штук
Секундомер
штук
Сетка для ограждения места тренировки метаний в
штук
помещении
Скамейка гимнастическая
штук
Скамейка для жима штанги лежа
штук
Стартовые колодки (станки)
пар
Стенка гимнастическая
штук
Стойки для приседания со штангой
пар
Указатель направления ветра
штук
Штанга тяжелоатлетическая
комплект
Электромегафон
штук
Ядро (весом 1 кг)
штук
Ядро (весом 2 кг)
штук
Ядро (весом 3 кг)
штук
Ядро (весом 4 кг)
штук
Ядро (весом 5 кг)
штук
Ядро (весом 6 кг)
штук
Ядро (весом 7,26 кг)
штук
Ядро (весом 8 кг)
штук
Для спортивной дисциплины плавание
Весы
штук
Гантели переменного веса (от 1,5 до 10 кг)
комплект
Кушетка массажная
штук
Ласты
пар
Лопатки для плавания
пар
Мат гимнастический
штук
Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг
комплект
Настенный секундомер
штук
Перекладина гимнастическая
штук
Плавательная доска
штук
Плавательные поплавки-вставки для ног
штук
Плавательный тренажер для тренировки в зале
штук
Пояс с парашютом для плавания
штук
Секундомер
штук
Скамейка гимнастическая
штук
Средства спасения (круг, шест, фал, поплавки)
комплект
Стенка гимнастическая
штук
Фен
штук
Штанга спортивная
комплект
Электромегафон
штук

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

1
2
10
1
7
4
10
2
1
4
5
1
5
7
10
15
15
10
10
5
1
3
1
6
6
6
3
2
1
6
6
4
6
1
4
1
4
1
1
1
Таблица № 2

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование

№
п/п

Наименование

Единица
измерения

Расчетная
единица

Этапы спортивной подготовки
Этап
УчебноЭтап
начальной
тренировочный совершенствован
подготовки
этап (этап
ия спортивного
спортивной
мастерства
специализации)

3

Поплавок для ног

4

Пояс для плавания

срок эксплуатации
(лет)

Лопатки для
плавания

количество

2

срок эксплуатации
(лет)

Доска для плавания

Для спортивной дисциплины плавание
на
штук
1
3
обучающегося
на
пар
обучающегося
на
штук
обучающегося
на
штук
обучающегося

количество

1

срок эксплуатации
(лет)

количество

30

1

3

1

2

1

3

1

3

1

3

1

2

1

3

1

3

Таблица № 3

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование

количество

срок эксплуатации
(лет)

-

-

1

2

1

2

штук

на
обучающегося
на
обучающегося

1

1

1

2

1

2

штук

на
обучающегося

-

-

1

2

1

2

пар

на
обучающегося

1

1

2

1

2

1

штук

1

1

1

1

2

1

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

-

-

2

1

3

1

штук

на
обучающегося

1

1

1

1

2

1

пар

на
обучающегося

1

2

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

1

2

2

1

2

1

количество

срок эксплуатации
(лет)

Расчетная
единица

срок эксплуатации
(лет)

Наименование

Единиц
а
измерен
ия

количество

№
п/п

Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
тренировочный
Этап совершенствоначальной
этап (этап
вания спортивного
подготовки
спортивной
мастерства
специализации)

Для спортивной дисциплины легкая атлетика

1.

Брюки спортивные

2.

5.

Костюм спортивный
ветрозащитный
Костюм спортивный
парадный
Кроссовки
легкоатлетические
Майка
легкоатлетическая

6.

Марафонки

7.

Обувь для метания
диска и молота
Обувь для толкания
ядра
Перчатки для метания
молота
Трусы
легкоатлетические
Шиповки для бега на
короткие дистанции
Шиповки для бега на
средние и длинные
дистанции

3.
4.

8.
9.
10.
11.
12.

штук

пар

31
13.
14.
15.
16.
17.

Шиповки для метания
копья
Шиповки для прыжков
в высоту
Шиповки для прыжков
в длину
Шиповки для тройного
прыжка
Беруши

пар

на
обучающегося

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

-

-

2

1

2

1

пар

на
обучающегося

-

-

1

1

2

1

Для спортивной дисциплины плавание
пар

на
обучающегося

-

-

1

1

1

1

штук

на
обучающегося

-

-

-

-

1

1

штук

на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося
на
обучающегося

-

-

1

2

1

2

-

-

2

1

2

1

-

-

1

1

2

1

-

-

2

1

2

1

-

-

2

1

2

1

-

-

1

1

1

1

-

-

2

1

3

1

19.

Гидрокостюм
(комбинезон) или
гидрошорты для
плавания
Костюм спортивный
парадный

20.

Купальник (женский)

21.

Обувь для бассейна
(шлепанцы)

пар

22.

Очки для плавания

штук

23.

Плавки (мужские)

штук

24.

Полотенце

штук

25.

Шапочка для плавания

штук

18.

штук

18. Кадровые условия реализации Программы:
18.1.
Укомплектованность
Организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками обеспечивается на основании штатного
расписания Организации, согласованного с Учредителем.
18.2. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную
подготовку (в соответствии с наименованием должностей в штатном
расписании), должен соответствовать требованиям, установленным:
–
профессиональным
стандартом «Тренер-преподаватель
по
адаптивной физической культуре и спорту», утвержденный приказом
Минтруда России от 19.10.2021 N 734н (зарегистрирован Минюстом России
19.11.2021, регистрационный N 65904),
–
профессиональным
стандартом
«Тренер-преподаватель»,
утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н
(зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный N 62203),
– профессиональным стандартом «Тренер по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту», утвержденным приказом Минтруда России
от 02.04.2019 N 199н (зарегистрирован Минюстом России 29.04.2019,
регистрационный N 54541),
– профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом
Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом России
25.04.2019, регистрационный N 54519),
– профессиональным стандартом «Инструктор-методист по адаптивной
физической культуре и адаптивному спорту», утвержденным приказом

32

Минтруда России от 02.04.2019 N 197н (зарегистрирован Минюстом России
29.04.2019, регистрационный N 54540),
– профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом
Минтруда
России
от
21.04.2022
N
237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный N
68615),
– профессиональным стандартом «Сопровождающий инвалидов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних лиц на
спортивные мероприятия», утвержденным приказом Минтруда от 31.03.2022
N 191н (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2022, регистрационный N
68499),
– профессиональным стандартом «Специалист по обслуживанию и
ремонту спортивного инвентаря и оборудования», утвержденным приказом
Минтруда России от 28.03.2019 N 192н (зарегистрирован Минюстом России
23.04.2019, регистрационный N 54475),
– или Единым квалификационным справочником должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и
спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от
15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011,
регистрационный N 22054).
18.3. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы,
установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие
достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном
объеме
возложенные
на
них
должностные
обязанности,
по
рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие
должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж
работы.
18.4. Непрерывность профессионального развития тренеровпреподавателей Организации:
– дополнительное профессиональное образование (программы
повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки)
раз в пять лет;
– формирование профессиональных навыков через наставничество;
– использование современных дистанционных образовательных
технологий;
– участие в тренингах, конференциях, мастер-классах.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
19.1. Литературные источники:
1. Верхало Ю. Н. Тренажеры и устройства для восстановления
здоровья и рекреации инвалидов. – М.: Советский спорт, 2004.

33

2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура:
Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000.
3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материальнотехническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное
пособие. Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000.
4. Курлыбайло С. Ф., Евсеев С. П., Герасимова Г. В. Врачебный
контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. Под ред. д. м.
н. С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2004.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В
2-х т., под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.
6. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной
физической культуре: Учебное пособие. Авторы-составители О.Э. Аксенова,
С.П. Евсеев. Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2004.
7. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных
заведений, под общ. ред. проф. С.Н. Попова. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,
2005.
8. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное
пособие. Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003.
19.2. Интернет-ресурсы:
1. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия»,
http://www.infosport.ru
2. Российская Спортивная Энциклопедия, http://www.libsport.ru/
3. Научно-теоретический журнал "Теория и практика физической
культуры" http://www.teoriya.ru/journals/.
4. Научно-методический журнал "Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка" http://www.teoriya.ru/fkvot/
5. Научно теоретический журнал «Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта», http://lesgaft-notes.spb.ru/.
6. Международный олимпийский комитет http://www.olympic.org/
7.
Международный
паралимпийский
комитет
http://www.paralympic.org/
8. Российский олимпийский комитет http://www.olympic.ru/
9. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и
спорту Российского государственного университета физической культуры и
спорта, http://lib.sportedu.ru/
10. Библиотека Сибирского государственного университета
физической
культуры,http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/0/5638BC150E2675F546256E
6200 2384EB?opendocument
11.
Наука
о
тренерской
работе
(Abstracts),
http://wwwrohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm
12. Энциклопедия по видам спорта http://www.infosport.ru/sp/

34

13. Всемирный антидопинговый кодекс на русском языке
http://lib.sportedu.by/internet/title/code_ru.pdf
14. Министерство спорта РФ, http://mon.gov.ru/
15. РУСАДА: www.rusada.ru
16. Общероссийская общественная организация «Федерация спорта
лиц с интеллектуальными нарушениями» https://www.rsf-id.ru/



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.